История возникновения контемпорари-танца
Контемпорари (Contemporary Dance) — это стиль танца, который появился в середине XX века как результат стремления к новым формам самовыражения и отказу от ограничений традиционных танцевальных техник, таких как балет и модерн. Этот стиль объединил в себе элементы различных танцевальных направлений и стал воплощением свободы движений, инноваций и экспериментов.
Контемпорари не возник в какой-то определённый момент времени, а развивался на стыке различных танцевальных течений. Одним из его предшественников был модерн-танец, который появился в конце XIX — начале XX века, в ответ на строгие каноны академического балета. Модерн-танцоры, такие как Исадора Дункан и Марта Грэм, стремились освободить тело от ограничений классического балета и выразить более глубокие, личные эмоции. Эти танцоры искали новые способы движения, использовали земное притяжение и акцент на дыхание, что и стало основой для будущего контемпорари.
В 1940-50-х годах в США и Европе новые идеи и течения в танце продолжали развиваться. Прорывным моментом стало желание хореографов освободиться от строгих техник и выстроить танец, который не будет связан с формальными кодами. В этот период начали развиваться новые формы танцевальных выражений: импровизация, взаимодействие с окружающим пространством, комбинирование различных стилей — балета, джаза, модерна, а также элементов восточных танцев и уличных движений.
Значительное влияние на развитие контемпорари оказали такие хореографы, как Марта Грэм, Хосе Лимон и Алвин Айли. Эти мастера работали с концепциями тела, эмоций и пространства, что стало основой для Contemp. Кроме того, такие танцевальные школы, как Кук Колледж (The Cunningham Dance Foundation), Семинары Триша Браун (Trisha Brown Dance Company) и Метод Лестера Хортона, привнесли в танцевальный мир новые техники и подходы, которые позже влились в стиль contemporary.
В 1980-х годах контемпорари стал массовым стилем танца, а хореографы продолжали расширять его рамки. Благодаря популяризации танцевальных студий и образовательных программ, контемпорари стал доступен большему числу людей. На этот момент многие танцоры стали адаптировать стиль под свои собственные подходы и интуитивно соединять его с элементами других направлений — от балета до уличных танцев.
Сегодня контемпорари танец продолжает развиваться, вдохновляясь новыми технологическими возможностями, а также культурными и социальными движениями. Это направление стало не только частью профессионального танцевального мира, но и широко распространилось в массовой культуре, в театре, кино и даже в уличных выступлениях. Важной чертой контемпорари является то, что этот стиль остаётся открытым для новых форм и течений, что позволяет танцорам выражать свои идеи и переживания в любой форме.
Таким образом, контемпорари-танец можно рассматривать как естественное продолжение и развитие предыдущих танцевальных течений, вобравшее в себя элементы эксперимента, свободы самовыражения и стремления к личному и искреннему контакту с телом и музыкой.